Свой бренд у Минска должен появиться уже во втором полугодии. По крайней мере, до 1 июля британская компания INSTID должна завершить и представить брендбук минской мэрии. Своим виденьем бренда столицы готовы поделиться и создатели альтернативных концепций. На днях разработчики встретились в Минске на международном фестивале территориального маркетинга и брендинга OPEN, чтобы померяться силой творческой мысли и, как бывает в таких случаях, обменяться любезностями.  

Минск - все еще "инженер", но уже без микросхемы  

Обсуждение концепций прошло в здании Национального исторического музея. Место выбрано символично: продолжи разработчики бренда Минска - официальные и альтернативные  - обмениваться колкостями, и всем идеям, визуальным решениям и сопутствующим проектам суждено пылиться в анналах истории. Но, видно, это не сильно волнует создателей брендов. Бурные дебаты, переходящие во взаимные обвинения, не заставили себя долго ждать.  


Первой микрофон дали Наташе Гранд, директору по исследованиям компании INSTID - официальному разработчику бренда белорусской столицы. Британская фирма больше всех потратила сил и времени на разработку бренда, ведь получила заказ еще в августе 2012 года. В ноябре разработчики представили промежуточные результаты работы - напоминающий микросхему бело-голубой паттерн и англоязычный слоган "Think Minsk".

Минчане идею тогда не приняли - критические замечания "сыпались" почти со всех интернет-площадок. К тому же у INSTID появились конкуренты: директор группы компаний "САТИО", также участвовавшей в тендере, Жанна Гринюк вместе с единомышленниками организовала "сборную Минска по брендингу", участники которой дружно принялись искать альтернативные концепции. Городские власти дабы не нагнетать конфликт, дали официальным разработчикам еще полгода.  

Работа над брендбуком, по словам Наташи Гранд, близится к завершению. В ближайшие недели его покажут представителям Минского горисполкома, после чего, вероятно, продемонстрируют широкой общественности. Каких-то кардинальных изменений разработчики не делали: разве что с легкой руки московского дизайнера Максима Алимкина доработали узор - теперь чередование белых и голубых линий выглядит более стильно и не ассоциируется с печатной платой. Минск в понимании разработчиков - умный город, а сходства с инженером более чем уместны.  

Кстати, от проектов по созданию линейки фирменной уличной еды, запаха и мелодии разработчики не отказываются, но ждут большей активности от заинтересованных лиц - физических и юридических.  (К слову, Минску уже создали «фирменный» аромат с пачули, китовой амброй и секретной молекулой)

"Вы несете совершеннейший нонсенс!"  

После выступления градус общения неожиданно повысился. "Минчане не согласились с навязанной вами концепцией города. Вы говорите, что у Минска нет личности, что мы сможем ее построить лишь к 2050 году.  На основе чего были сделаны такие серьезные для столицы выводы?", - в резкой форме поинтересовалась Жанна Гринюк. На что быстро получила ответ от Наташи Гранд: "Мы не говорим о том, что минчане не знают, какая у них личность. Что касается методов, то они есть качественные и количественные. Для решения конкретных задач нужны разные методы. В любом случае речь идет об экстраполяции".

"Группа компаний "САТИО" за вас провела качественные и количественные исследования", - настаивала на своем оппонент, продолжив "разоблачения" британской компании. Наташа Гранд не стала молчать: "Меня не устраивает, что вы исходите из некого авторитетного положения, постоянно вставляете слово "профессиональный". Вы делаете голословные заявления и навязываете ответ. Мне не нравится ваш тон".  

К тому же представитель INSTID поставила под сомнение искренность респондентов, участвующих в телефонном опросе конкурентов. "Когда звонят незнакомые люди и спрашивают, что для вас представляет Минск, то  вы не будете отвечать искренне", - считает она.  

Взамен Жанна Гринюк обвинила официальных разработчиков в том, что они плохо знают минчан, недостаточно изучили их мнения и ожидания от бренда. Наташа Гранд настаивала на своем: "У нас не было задачи выразить среднюю температуру по больнице".  

В спор двух женщин неожиданно вмешался эксперт в области развития территорий, управляющий партнер французской компании ID Reel Павел Морозов. Обращаясь к Жанне Гринюк, он не сдержался: "Вы говорите совершеннейший нонсенс! Вы говорите о совершенно разных вещах - Минске и минчанах". Иными словами, нельзя смешивать разные объекты исследования.  

"Раздражает, а, значит, вызывает эмоции"  

В кулуарах музея Павел Морозов охотно раздавал комментарии. "На мой взгляд, британской компанией INSTID было проведено серьезное исследование. Важно, чтобы бренд вызывал эмоции. Бело-голубой паттерн раздражает, а, значит, вызывает эмоции. При создании бренда города важно посмотреть на него по-другому", - подчеркнул он.

Общественный слушания посетило около 50 человек
Общественный слушания посетило около 50 человек

При этом, по его словам, если у бренда не должно быть жизненного цикла (взять хотя бы вековой бренд Coca-Cola), то логотип, напротив, постоянно меняется. Поэтому решение официальных разработчиков отказаться от единого логотипа эксперт всецело поддерживает.  

Выступления авторов альтернативных концепций прошли с меньшим накалом страстей. Команда TUT.BY представила концепцию "Minsk. Welcome!" и логотип, обыгрывающий одновременно букву "M", смайлик и неофициальный символ города - две башни на Привокзальной площади. Брендинговое агентство Fabula презентовало концепцию с забавным названием "Nice to Minsk You". Однако какого-то особого интереса у международных экспертов альтернативные концепции не вызвали.

"Как можно создавать бренд Минска, не создав бренд колбасы"  

На подведении итогов конкурса проектов по территориальному брендингу также не обошлось без резких ремарок. Особую активность проявляли участники "сборной Минска по брендингу" - директор ООО "Агентство деловых связей" Валентин Лопан и основатель портала TUT.BY Юрий Зиссер.  

Юрий Зиссер усомнился в прозрачности решения городских властей выбрать компанию INSTID разработчиком бренда - мол, тендер почему-то признали несостоявшимся, а процедура закупки из одного источника оставляет немало вопросов. "Когда это вылезло, люди стали копать и выяснили, что и портфолио было не совсем достоверным", - продолжил бизнесмен. И тут же сделал вывод: "Городские власти виноваты, что случился этот конфликт".  

Валентин Лопан в свою очередь раскритиковал предложенную компанией INSTID концепцию Минска как умного города. "Минчане каждый день видят много парадоксов, которые доказывают, что город не так уж и умен", - полагает он.  

Заодно глава PR-агентства поставил под сомнение профессионализм официальных разработчиков. "Почему брендом Минска занимается агентство, которое даже не создало бренд колбасы?", - повторил он вопрос, услышанный ранее на одном из мероприятий. Представитель одного из российских агентств резко парировал: "Мы реализовали десятки проектов по созданию брендов колбасы, но это никак не продвинуло нас в создании бренда города".  

От конфликта идей к столкновению компаний  

Противоборство членов "сборной Минска по брендингу" и официальных разработчиков не осталось незамеченным участниками фестиваля. Как заметила украинский эксперт, все ожидали увидеть противостояние идей, а оказались втянуты в противостояние компаний.  

Как бы там ни было, международное жюри выделило концепции как компании INSTID, так и альтернативных разработчиков. Всем авторам присудили дипломы финалистов в "территориальной" номинации. При этом гран-при взяли создатели бренда украинского города Кировоград.  


Несмотря на разногласия, официальные и альтернативные разработчики едины в одном - понимании того, что бренд Минску необходим. И в этом, пожалуй, их основная заслуга. Как заметили участники фестиваля, если еще в июле-августе прошлого года до бренда Минска никому не было и дела, то сейчас это одна из самых широко обсуждаемых тем. Вот только как бы бренд Минска не канул в Лету из-за неутихающих конфликтов и скандалов.

 

Читать ещё по теме "бренд Минска":

По ту сторону бренда Минска: Жанна Гринюк о своем «предательстве», скандалах, «плагиате» и детском лепете

Бренд Минска: к общественным обсуждениям готов

Эксклюзивное интервью дизайнера бренда Минска

Минск могут оставить без бренда

Разработчики бренда Минска о скандале, «плагиате» и городе-инженере

Интересен ли Минск, как центр туризма, иностранцам?

Вадим Кармазин: Имиджем надо заниматься серьезно, иначе он займется нами!

Разработчики бренда Минска об отношении властей, минском интеллекте и старомодности конкурентов

 

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах