Разговоры о сертификации белорусских усадеб и присвоения им определенных категорий «звездности» велись еще с 2006 года, когда Общественное объединение «Отдых в деревне» разработало систему стандартов качества в области сельского туризма. Аналогом «звезд», раздаваемых в гостиничном бизнесе, должны были стать «петушки». Неоднократно в том числе звучали разговоры об обязательной сертификации на уровне Министерства спорта и туризма. И только недавно, на ноябрьском семинаре «Формирование бренда в сельском туризме Беларуси», представителем министерства было официально озвучено сообщение для присутствующих владельцев агроусадеб: обязательной сертификации не будет! Однако идея добровольной сертификации была подана как допустимая, более того – как приветствуемая со стороны главного туристического ведомства страны.

Этот посыл был воспринят ОО «Отдых в деревне» как руководство к действию - и недавно первых официальных «четырех петушков» – максимум из возможных – получила усадьба «Лесная поляна» в Логойском районе.

Усадьба
Усадьба "Лесная поляна"

«В год Гостеприимства – весьма своевременный процесс», – поделилась своим мнением с порталом Holiday.by Наталья Борисенко, менеджер проектов ОО «Отдых в деревне». По ее словам, особый интерес к сертификации проявляют усадьбы Минской области – накануне Чемпионата мира по хоккею они не против приобрести дополнительные бонусы, которые потенциально должны повлиять на выбор туриста в пользу сертифицированной усадьбы.

Наталья Борисенко, менеджер по проектам БОО «Отдых в деревне»
Наталья Борисенко, менеджер по проектам БОО «Отдых в деревне»

По словам Натальи, введение сертификации придаст агротуристическому рынку структурированный характер и позволит решить вопрос качества отдыха в усадьбах.

Подобный опыт давно используется в Европе, где также существуют отраслевые общественные объединения, оценивающие сервис входящих в структуру объектов. Та же схема принята и в Беларуси – усадьба, состоящая в ОО «Отдых в деревне», по собственной инициативе направляет заявку в объединение, после чего сотрудники организации оценивают объект согласно разработанным критериям.

Всего в таком списке 12 основных пунктов. Оценивается все – от наличия вывески с названием усадьбы до владения хозяевами информацией о близлежащих достопримечательностях и других интересных для туриста местах. Среди пунктов – качество подъездной дороги, состояние здания, соответствие санитарным нормам, подведенные коммуникации, наличие заключения ветеринарной службы о безопасности продукции, выращенной на приусадебном участке, и многое другое.

После подробной оценки, которая занимает 2-3 часа, усадьбе присваивается определенная категория – от одного до четырех «петушков». Сертификация действительна в течение двух лет.

К инициативе ОО «Отдых в деревне» проявил интерес и Минский областной исполнительный комитет. «Сертификацию необходимо проводить для того, чтобы у туристов была готовая система градации усадеб по уровню и качеству оказываемых услуг, - уверена Инга Малашкевич, заместитель начальника отдела спорта, организационно-кадровой работы и туризма управления спорта и туризма Миноблисполкома.

Мы изучили критерии, которые разработали сотрудники ОО «Отдых в деревне» и с февраля приступаем к активной совместной работе – сегодня на территории Минской области зарегистрировано 482 усадьбы, в Минском районе их 142».

Как же туристы смогут узнать, сколько «петушков» присвоено той или иной усадьбе? – поинтересовались мы у Инги Станиславовны. «Почти все усадьбы рекламируют свои услуги, в том числе и на портале Holiday.by, они будут заинтересованы указывать свою «звездность» в рекламных текстах, - отметила Инга Малашкевич. – Информация об объектах агротуризма размещается на нашем сайте, а также на сайтах райисполкомов».

Куда же обратиться за подобной информацией иностранному туристу, который, например, приедет поболеть за любимую команду на Чемпионат мира по хоккею и решит остановиться не в гостинице, а в усадьбе под Минском? «Мы составили список усадеб, находящихся в пределах 50 километров от столицы, и передали его в ЦентрКурорт, который является официальным оператором ЧМ-2014, дальше уже эта компания самостоятельно работает с владельцами домов в аренду». К слову, за прошлый год благодаря только работе с туроператорами усадьбы Минской области приняли почти 14 тысяч туристов – всего было заключено 295 договоров меду операторами и усадьбами.

Инга Малашкевич также разделяет мнение, что сертификат дает усадьбе дополнительный «козырь» в борьбе за клиента. Согласен с ним и Дмитрий, владелец усадьбы «За мосточком» в Воложинском районе.

«Когда несколько лет назад тестировался «пилотный проект » сертификации, мы получили три «петушка» от ОО «Отдых в деревне», но эту информацию никак не использовали, – говорит Дмитрий. – Сейчас мы завершаем ремонт и, допускаю, будем пытаться претендовать на четыре «петушка». Если качество услуг в усадьбе на хорошем уровне, это должно быть озвучено и донесено до туриста. Я думаю, что подобная сертификация должна дать определенный положительный эффект».

Дмитрий признается, что очень заинтересован в иностранных туристах, которые приедут на время чемпионата, поэтому вскоре плотно займется вопросом сертификации своей усадьбы. А вот вопросом ее «продажи» иноземному туристу на время спортивного мероприятия, по его мнению, должен заняться ЦентрКурорт. Со своей стороны он готов предоставить достойный уровень услуг, знакомство с национальной белорусской кухней и традиционным белорусским бытом – первый этаж усадьбы оформлен в исконно-деревенском стиле.

А вот Галина, владелица усадьбы «Неманский куток» в Столбцовском районе о сертификации усадеб ничего не слышала. Однако инициативу оценила как интересную, достойную внимания и даже похвалы. «Сертификация удобна не только для туриста, но и для владельца – благодаря «звездности» турист будет понимать, какого уровня усадьба, в чем разница между одним «петушком» и четырьмя, страхуя себя тем самым от ситуаций, когда он приезжает на один уровень услуг, а получает совсем другой, гораздо ниже».

Усадьба
Усадьба "Неманский куток"

Таким образом, мысль, высказанная Анатолием Акантиновым, гендиректором центра стратегического развития «Маркетинговые стратегии», на том же ноябрьском семинаре о том, что «если кто-то дискредитирует отрасль, с ним нужно разбираться внутри ассоциации» так или иначе воплощается в жизнь.

Насколько агротуристический рынок Беларуси сумеет самоорганизоваться, можно будет судить уже накануне майского Чемпионата мира по хоккею – по заполняемости туристами согласно «категориальности» домов в аренду и после – по отзывам о качестве предоставленных услуг.

Для того чтобы пройти процедуру сертификации, которая является исключительно добровольной, необходимо направить заявку на электронную почту ОО «Отдых в деревне» info@ruralbelarus.by или сообщить о своем желании по телефонам +375 17 205 04 65 и +375 17 205 01 74.

Усадьбы Беларуси

Читать по теме:

Обязательной сертификации белорусских усадеб не будет

Что мешает жить белорусскому агротуризму?

Усадьбы в курортных зонах окажутся вне закона?

Вадим Кармазин: «За 2013 год в Беларуси появилось более 300 новых агроусадеб»

Бренд - что за неведомый зверь? или Что понимают под этим термином игроки агротуристического рынка Беларуси

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах